Миллионы тонн продуктов питания перемещаются ежедневно между B2B поставщиками и розничными продавцами. Cбой логистической цепочки вызывает коллапс в магазинах. Как бизнес реагирует на современные логистические вызовы и какие решения для грузоперевозок способны повлиять на доставку продуктов питания. Разбираемся в богатой палитре трендов современной логистики.
Знаете ли вы, что грузовые автомобили отвечают за перевозку 70% грузов в США?
Ритейлеры сегодня очень сильно зависят от отрасли грузоперевозок в сокращении сроков поставки, нехватки товара и увеличении общей скорости отгрузки продуктов покупателям. Любой внешний фактор привлекает повышенное внимание к существующим на рынке совместным проблемам. Вспомните, сколько серьезных катаклизмов мы встретили за три последних года, начиная от пандемии и локдауна и заканчивая нарушением цепочки поставок и ростом цен в постпандемийную эпоху. И весь этот вал черных лебедей только усугубляет и так непростую ситуацию с цепочкой логистики.
Например, потребительский спрос на быструю доставку на дом во время пандемии побудил ритейлеров (например, Target, Walmart) обеспечить выполнение строгих программ OTIF (вовремя и в полном объеме), налагая внушительные штрафы на поставщиков за неполные или отложенные отгрузки, что создало еще большую напряженность между дальнобойщиками, поставщиками и ритейлом.
Добавьте к этому стареющую рабочую силу и отсутствие привлекательности для молодежи профессии шофера, что повлекло за собой серьезную нехватку водителей, и еще сильнее усложнило логистику в FMCG индустрии. По оценкам Национальной федерации розничной торговли, в течение следующего десятилетия США должны добавить минимум 1,1 млн. водителей грузовиков.
Не меньший урон отрасли грузоперевозок наносит медленное внедрение технологий. Прежде всего в отсутствии прозрачности во взаимоотношениях всех сторон. Традиционный подход к средствам транспортировки товаров и продуктов питания несет в себе дополнительные риски, а отрасль пережив одну напасть, тут же сталкивается с другим серьезным препятствием
Немедленного решения проблем не находится. И вряд ли подобное возможно. Тем ценнее становится опыт стартапов в сфере логистики и грузоперевозок, пытающихся отвечать на глобальные вызовы.
Наблюдаемый ныне коллапс перевозок, когда тонны грузов с продуктами питания имеются в наличии, но в портах крупнейших стран мира скопились забитые ими под завязку тысячи судов, привело еще и к продовольственному кризису, от которого уже страдают не только развивающиеся страны.
В условиях логистического хаоса, число голодающих будет расти еще быстрее. По мнению крупнейшего оператора контейнерных перевозок, датской фирмы Maersk, вообще неизвестно когда кризис поставок будет разрешен.
На каждый оптимистичный прогноз приходится по 2-3 и более пессимистичных, которые утверждают, что логистический кризис, а значит, и проблемы в сфере продовольствия, продлятся весь последующий год. В их числе не только диванные эксперты, но также влиятельные люди, например, председатель американской Федеральной резервной системы.
Поэтому стартапы в сегменте логистики сегодня вниманием не обделены. На них обратили свой взор и потребители, и инвесторы – особенно. Одни с надеждой, другие со страстью сорвать очередной джекпот. Чтобы быть ясными: от новых предпринимательских инициатив ждут решений, способных не только справиться с текущими проблемами сферы грузоперевозок, но также расширить возможности для всей широкой логистической экосистемы.
Выживут не все, но те, кто справится с давнишними вызовами, запросто превратятся в новых носорогов – поток денег от инвесторов давно уже превратился в могучую реку. Разбираем, каким в будущем видится трансформация цепочки поставок и логистики. Инновации сегодня проходят в самых разных областях: от грузовых перевозок до отслеживания цепочки поставок продуктов питания и до автономной доставки последней мили. Именно на доставке продуктов питания стараемся не акцентироваться, просто так получается.
Правильное планирование ресурсов предприятия обеспечивает устойчивую работу его торговых систем. Однако такой способ обеспечения устойчивости обходится недешево. Например, содержание в течение года в качестве запаса единицы продукции стоимостью в $1 доллар обходится от 15 до 35 центов. Годовые затраты на содержание запасов составляют от 20 до 30% от их закупочной стоимости.
Например, если средний запас компании составляет $100 млн, компания тратит примерно $25 млн в год на его содержание. Поэтому, как только возникают проблемы на этом этапе, это практически одномоментно отражается либо пустыми полками, либо ростом цен продуктов в полочном пространстве.
Борются с этим такие стартапы, как Nextail Labs. Программное обеспечение этого разработчика позволяет оптимизировать распределение запасов для предприятий розничной торговли и FMCG. Или компания ClearMetal из Сан-Франциско, наделавшая шуму своей платформой аналитики цепочки поставок на основе искусственного интеллекта, заточенной под потребности управления процессами логистики и транспортировки.
Стартап предлагал своим клиентам отслеживать поставки своих заказов по всему миру, помогая предсказать, какие перевозчики предоставят наиболее надежный сервис, и оценить риски задержек. До финиша дошли не все, но решения стартапа Infor для комплексного контроля и распределения ресурсов, закупок, производства и логистики, являются одним из лидеров сегмента.
Повышение эффективности глобальной цепочки поставок продуктов питания также является одной из приоритетных задач отрасли. Многие компании работают над этими задачами. Например, стартап Apeel Sciences использует растительные экстракты для создания невидимых, безвкусных покрытий, которые продлевают срок хранения свежих продуктов.
Технология компании может помочь бакалейным магазинам сократить отходы, улучшая при этом внешний вид и питательность фруктов и овощей. Costco начала продажу авокадо, покрытого продуктом Apeel, еще в июне 2018 года.
Цифровой брокер из Бразилии CargoX помогает грузоотправителям и перевозчикам сократить время доставки грузов, что важно для скоропортящихся продуктов питания, пытаясь смягчить последствия сбоев в цепочке поставок. Для ритейлеров крайне востребованной оказалась возможность отслеживать свои грузоперевозки в режиме реального времени. Это помогает им улучшать ключевые показатели планирования, не допуская затоваривания и снижая дефектовку и пересортицу
Для грузоперевозок важным остается бронирование транспорта. С этим эффективно справляются такие платформы, как Cargomatic из Калифорнии, заметно влияющие на упрощение процесса бронирования грузовых автомобилей.
На сегодняшний день Cargomatic построила едва ли не самую надежную грузовую платформу в отрасли. Благодаря интеграции терминалов, SSL, TMS, железнодорожных линий, биллинговых систем и корпоративных ERP-систем, подходы Cargomatic идеально вписываются в цепочки поставок любого размера.
Стартап сводит грузоотправителей и перевозчиков онлайн в режиме реального времени, а кроме того стал одним из пионеров бесконтактной логистики, независимо от того, где заказчики импортируют или экспортируют товары. Возможности Cargomatic распространяются на 20 крупнейших портов континентальной части США, удовлетворяя уникальные потребности грузоотправителей.
Техасцы TrueNorth также развивают свою цифровую платформу для независимых водителей грузовых автомобилей. С ее помощью дальнобойщики-индивидуалы способны конкурировать с крупными автопарками. Партнерам предоставляется программное обеспечение для управления грузами, маршрутами, взаимоотношениями с грузоотправителями, выставлением счетов и многим другим.
Главный тренд категории – фокусировка на микро-реализации. Израильский стартап CommonSense Robotics создает роботов, для управления небольшими микроскладами, которые можно разместить в плотных городских районах для более эффективной доставки в последнюю милю.
В октябре прошлого года израильтяне запустили автономный сортировочный центр в центре Тель-Авива. Недавно соучредитель и генеральный директор Элрам Горен аннонсировал начало строительства первого в мире подземного автоматизированного склада в партнерстве с одной из крупнейших в Израиле продуктовых сетей.
Полностью автоматизированный инновационный складской центр будет представлять собой продуктовый магазин с полным спектром услуг с тремя температурными зонами, поддерживающий доставку свежих, охлажденных и замороженных продуктов по требованию. Благодаря сочетанию роботизированных систем сортировки и искусственного интеллекта CommonSense, центр обработки заказов будет готовить товары быстрее, чем средняя команда людей.
CommonSense использует гибридный подход к исполнению. Управляемые собственным программным обеспечением роботы в стенах его площадки разбивают заказы на задачи и делегирует эти задачи по этапам автономно — доставляют ожидающие отправки товары в контейнерах командам сотрудников, которые упаковывают индивидуальные заказы. Другие роботы перемещают упакованные заказы к отправке, где они загружаются на скутер или фургон.
Израильская компания заново изобретает способы реализации и доставки товаров в городах. Чтобы сегодня эффективно расти в ритейле, необходимо быть ближе к конечным клиентам. В мегаполисах с плотной застройкой сделать это порой сложно. Поиск решения требует значительных затрат, но не всегда приводит к оптимальным с точки зрения затрат решениям. CommonSense не просто предложил ритейлерам выполнять онлайн-заказы в непосредственной близости от покупателей. Компания планирует повысить прибыль своих партнеров за счет использования собственных автоматических решений.
Некогда популярные компании, предлагающие услуги доставки последней мили розничным продавцам через автономные парки водителей и доставщиков, вроде
городской платформы логистики и доставки Postmates, позволяющей любому заказчику доставить любой товар в пределах города менее чем за час (в июле 2020 г. стартап приобрел Uber), уже не последние слово в инновациях.
В материале о трендах ритейла мы рассказывали о перспективных компаниях, использующих робототехнику для закрытия последней мили между магазином и покупателем. В обзор попали автономные миниавто Nuro, которые уже развозят товары покупателям из магазинов Kroger и Walmart.
На дорогах сегодня можно заметить в деле и другие успешные примеры. Например, автономные электромобили службы доставки Udelv добавляют гибкости в окна доставки и уменьшают выбросы CO2 в городе. Если вы их клиент, сможете значительно снизить накладные расходы.
Последняя любовь инвесторов – дроны последней мили. Стартапы по полной используют в виде автономных транспортных средств беспилотники, чтобы повысить эффективность доставки «до двери». Опыт таких игроков как Zipline (компания производит дроны, доставляя с их помощью жизненно важные медицинские принадлежности в клиники) перенимается и трансформируется в ритейле и секторе HoReCa для доставки продуктов питания.
Сегодня с доставкой беспилотниками экспериментируют не только локальные компании. Американский торговый гигант Walmart в сотрудничестве с разработчиком DroneUp запустил экспресс-доставку продуктов дронами в шести штатах США. Сервис развернут в Аризоне, Арканзасе, Флориде, Техасе, Юте и Вирджинии.
Беспилотники DroneUp доставляют продукты питания и товары первой необходимости из сетевых супермаркетов Walmart заказчикам, охватывая потенциальную аудиторию в 4 млн домохозяйств. Цель компании — выйти на доставку 1 млн посылок по воздуху в год.
Walmart начал тестировать дронов-курьеров на доставке наборов для тестирования на COVID-19 и продуктов. Разработчик в это время усовершенствовал платформу для управления аэропарком. Судя по всему, результаты сотрудничества удовлетворили Walmart — на данный момент это один из крупнейших сервис доставки дронами на территории США в ритейле. Если учесть, что Walmart активно инвестирует в 34 даркстора, в которых оборудуются взлетные площадки для дронов, планы у лидера розничной торговли огромные.
В компании отмечают, что сотрудничество между Walmart и DroneUp не ограничится доставкой продуктов питания. В перспективе стартап предложит местным предприятиям и муниципалитетам решения для обслуживания других отраслей, включая страхование, реагирование на чрезвычайные ситуации и задачи в области недвижимости. Например, строительные агентства смогут отслеживать ход выполнения работ на своих площадках с помощью аэрофотосъемки с беспилотников.
Активно инвестирует в отрасль Google. С помощью дронов Wing компания начала доставлять продукты и лекарства в США, Австралии и Финляндии. За последние две недели было сделано не менее 1 тыс. доставок. Чтобы воспользоваться таким функционалом, покупателю необходимо просто установить приложение Wing.
Дроны могут разгоняться до скорости в 104 км/ч, а для доставки груза до покупателя необходима площадка размером с придверный коврик — дроны не приземляются на землю, а опускают заказанные продукты на веревке. По данным Wing, наибольшей популярностью у покупателей пользуются туалетная бумага, лекарства, зубная паста, итальянская паста и детское питание.
Материнская компания Alphabet рассказала, что проект уже заключил ряд соглашений о партнерстве с продуктовыми сетями, аптеками и розничными продавцами. На сегодняшний день Wing является единственной службой дрон-доставки в США, доступной широкой аудитории сразу в нескольких странах.
Несмотря на то, что стартапы из обзора демонстрируют явные успехи в оцифровке цепочки поставок, многие участники логистической отрасли до сих пор застряли в аналоговой эпохе. Ситуация стала меняться в лучшую сторону за счет коллабораций — передача опыта вполне способна вытянуть отрасль из глубокого кризиса.
Например, экспедиторы цифровых грузов Flexport активно помогают сторонним логистическим компаниям разрабатывать собственные цифровые платформы. Среди клиентов компании такие монстры доставки как DHL. А такие стартапы, как Clear Labs и уже упомянутый Apeel Sciences, помогают ритейлерам ориентироваться в безопасности и устойчивости продуктов питания.
В прошлом году мясной гигант Tyson через свое венчурное подразделение инвестировал в стартап FoodLogiQ из Северной Каролины – ведущего SaaS-провайдера решений для отслеживания безопасности пищевых продуктов. Платформа FoodLogiQ Connect сегодня это наиболее полная и эффективная информационная система для контроля и прозрачности всей цепочки поставок.
В конце концов, компании отрасли, способные даже интуитивно автоматизировать большую часть логистического процесса, обеспечивая при этом достаточную прозрачность для ключевых заинтересованных сторон, будут заметно в лучшем положении. И пока на рынке есть и место, и средства для подобного ускорения.
Напишите нам: