Последствия ковида, которые напрямую коснулись едва ли не всех направлений бизнеса, будут сказываться в течение всего ближайшего года.
Первой пострадала индустрия развлечений: все массовые мероприятия одно за другим отменялись, а места скопления людей для досуга закрывались. Однако уже в апреле многие компании и бренды тестировали перевод своих услуг в онлайн-формат. Первыми стали шустрые рестораторы, которые быстро адаптировали свое меню под доставку в удобной упаковке. Следом подтянулись спортивные студии, и в онлайне уже привычно делать разминку, заниматься йогой и даже учиться сухому плаванию (это набор упражнений, предназначенных для развития мышечной силы и проработки техники плавания – прим. ред.).
Тем брендам, которые успели перестроиться, удалось выйти в ноль по расходам, остальных ждут неминуемые потери. Но если с едой и спортом все понятно, то что происходит с теми видами досуга, развлечений и отдыха, которые сложно представить в онлайне? С музеями, театрами, кино, концертами и путешествиями? Разбираемся в этой статье.
После того как страны закрывали границы одна за другой, билеты стали сдавать, а брони в отелях отменять, индустрия путешествий оказалась в сильнейшем провале. Но весной многие сервисы начали выходить в онлайн, одним из пионеров стал Airbnb с предложением уникальных онлайн мероприятий со всего мира. Для получения аутентичных впечатлений сервис предлагает принять участие в прогулке по средиземноморской ферме в Хорватии, приготовить мексиканские уличные тако с шеф-поваром в Мексике, погулять по улицам Праги с чумным доктором, освоить трюки фокусника из США или погулять по «волшебным» местам из «Гарри Поттера» в Эдинбурге. Каждая активность занимает около 1,5 часов и стоит от 1000 рублей на человека.
Крупные отельные группы также не остались в стороне от общего тренда. Сеть Belmond делают в инстаграмм виртуальные туры по номерам, проводят медитации, учат, как приготовить домашнее мыло из подручных материалов или собрать букет, как устроить спа у себя дома и выбрать релаксирующую музыку. Все активности направлены на сохранение хорошего самочувствия, это варианты и полезные подсказки о том, как расслабиться и приятно провести время вынужденного ковидного уединения.
Похожую историю запустили Six Senses: они предлагают домашние велнесс-курсы с привлечением известных экспертов по технике дыхания, стретчингу, учат делать травяные настойки и дают советы о том, как улучшить сон.
В России журнал Yoga Journal проводил в инстаграмм несколько марафонов, например “тотальный детокс” – практики йоги и медитации для поддержания бодрости духа и балансе.
Эти ходы понятны и ожидаемы, но появление термина «игровой туризм» для многих стало большим сюрпризом.
Как рассказывает Wunderman Thompson Intelligence, стали появляться компании, которые предлагают виртуальные миры под конкретные потребности и нужды клиентов. Эти миры – симбиоз ярких путешествий, в которых в реальности был заказчик, и выдуманных, но желаемых деталей. Кроме того, в феврале 2020 британская серия путеводителей Rough Guides запустила коллаборацию с xBox и анонсировала виртуальный гид по местностям и вселенным из игр. Гид советует обязательные к посещению места в играх Halo 5, Guardians, Metro Exodus and Forza Horizon 4. Графика настолько качественная и реалистичная, что практически стирает грань между реальностями.
Между тем, чтобы погрузить человека полностью в то место, куда он хочет попасть, необходимы сенсорные опции. Инженеры уже работают над технологиями, которые позволят виртуальному путешественнику задействовать не только зрение, но и осязание, обоняние, вкус и слух, то есть все возможные инструменты коммуникации с окружающей средой: трогать объекты, поверхности, слышать звуки, чувствовать запахи. Есть еду, которую выберет в игре. И тогда будет возможен абсолютно полноценный опыт — так на стыке путешествий и игровой индустрии возник новый продукт.
В то время, пока их посещени невозможно, Ватикан, Лувр, Metropolitan Museum of Art и многие другие предлагают виртуальные туры. Но есть и более интересные примеры того, как музеи привлекают посетителей на онлайн встречу с ними. Например, переплетение геймификации и контента из музеев от компании Nintendo, которая интегрировала несколько музейных экспозиций в свои игры. В международный день музеев, который проходит с 18-31 мая, игроки Animal Crossing: New Horizons должны были наблюдать за рыбами, насекомыми и ископаемыми на различных виртуальных выставках и заполнить специальную карточку с вопросами. Чем больше ответов – тем больше баллов в игре.
В России несколько крупнейших музеев тоже развиваются в онлайне. Например, музей современного искусства «Гараж» 14 марта запустил проект «самоизоляция». «Мы не просто аккумулируем редкие или странные материалы, мы придумываем новые форматы взаимодействия с проектами, публичной программой и архивом, запускаем трансляции всего на свете и приглашаем художников делать специальные проекты», — так сформулировали свою задачу создатели инициативы. Третьяковка в сотрудничестве со Сбербанком и онлайн-кинотеатром Okko представила часовую прогулку по залам постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке, в которой генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова беседует с шоуменом Сергеем Шнуровым о шедеврах коллекции. Возможность осмотреть те залы в музеях, где обычно яблоку негде упасть – желанный бонус для всех ценителей искусства.
В создании даже небольших короткометражек обычно принимают участие продакшн компании и многочисленные киногруппы. Но креатив взял свое, и киношники со всего мира в изоляции снимают и монтируют с помощью подручных средств: смартфонов и ноутбуков. Сценаристы пишут сценарии коротких сериалов, которые артисты могут впоследствии снять у себя дома, тем самым обеспечивая им работу и занятие любимым делом. Режиссеры управляют процессом через Zoom. Благодаря этому появился новый термин – screenlife – новый формат сторителлинга. Все, что видит зритель, происходит на экране того или иного девайса — компьютера, планшета или смартфона. На самом деле этот формат зародился несколько лет назад, но именно в карантин стал активно развиваться – других путей съемки в его условиях просто не существует.
На российских платформах стали появляться первые скринлайф-ситкомы и сериалы. Самыми известными стали «Безопасные связи» Константина Богомолома, «СидяДома» Ольги Френкель и «Безумие» Александра Молочникова. Как рассказывали актеры, все снимали у себя дома с помощью смартфона, ноутбука и программ типа Zoom и Facetime, иногда с применением световых ламп, которые обычно используют блогеры. Для редких сложных сцен приезжали световики и ассистенты, но в целом впервые актеры были предоставлены сами себе.
Помимо классических трансляций мировых премьер и репертуарных спектаклей в театрах по всему миру, в этом виде искусства также возникают новые форматы. Например, британский актер Стивен Фрай принял участие в записи для радио пьесы The Understudy, причем каждый из участников спектакля записывал свою часть отдельно дома. После сборки всего материала была трансляция трансляция пьесы онлайн. Акция была нацелена на благотворительностсть и собирала средства для поддержки театральной индустрии.
В России многие театры давали возможность стать зрителем культовых спектаклей онлайн. Например, Гоголь-театр запустил трансляции своих спектаклей в инстаграмме. А Федор Елютин, который сделал массовым жанр иммерсивных спектаклей, запустил свой первый онлайн-спектакль «I don’t want to see this» через Zoom.
На 4 прошедших спектаклях было около 1 200 зрителей при стоимости билетов 500-600 рублей. По словам Дарьи Моряковой, которая отвечает за SMM&Digital в команде Федора, «спектакль I don’t want to see this был создан в рекордно сжатые сроки — с момента первого сообщения создателям оригинальной версии и до премьеры прошло 20 дней. При этом команда импресарио не просто адаптировала «всё готовенькое», но представила вполне самостоятельный зрелищный и качественный перфоманс, в котором за каждым вашим кликом и взглядом стоит наша предельная внимательность к деталям и любовь к своему делу. Нужно ли за эту любовь платить? Каждый решает сам. Каждые 500-600 рублей, что вы платите за билет, помогают нам бодро смотреть вперёд, в это новое время, а ещё продолжать развлекать и удивлять вас».
Начало карантина ознаменовалось тем, что всемирно известные артисты, которым пришлось отменить свои концерты и турне, заскучали без дела и запустили флешмоб #TogetherAtHome в поддержку Всемирной организации здравоохранения и других фондов и медицинских организаций, занимающихся борьбой с коронавирусом.
Крис Мартин из Coldplay, Джаред Лето из 30seconds to Mars, Pink, Элтон Джон, Билли Айлиш, Робби Вильямс и многие другие устраивали домашние концерты в инстаграмме, призывая всех оставаться дома.
Отечественные звезды также повторили трюк, а некоторые артисты запустили отдельные выступления в пустых концертных залах. Например, Денис Мацуев совместно с Московской филармонией сделал проект «Домашний сезон». На сайте филармонии доступны выступления легендарного пианиста в пустом Концертном зале имени П. И. Чайковского.
Почему вынужденный карантин оказался не таким уж плохим для некоторых индустрий? Побеждают всегда те, кто легче, быстрее и более гибко адаптируются под обстоятельства. Благодаря креативности и скорости реакции появились новые форматы и формы, которые будут в будущем развиваться и процветать. Концертные, музейные, театральные и кинозалы еще соберут зрителей в офлайне, но путешествия и новые опыты, которые перешли из офлайна в онлайн, могут продолжать свой диджитал-путь. Итоги этих перемен мы увидим и проживем в самой ближайшей перспективе.
Анна Кулысова
Напишите нам: