Гениальность или безумство, новое слово или old school – как можно назвать этот, безусловно, неординарный способ самовыражения – стрит-арт на ступенях лестниц? Создающееся в разных частях света месяцами ради веков или за пару ночей ради одной минуты славы, в 21 веке это искусство стало must see и must visit в travel-планах каждого современного художника, дизайнера, туриста.
Европа, Северная и Южная Америка, Азия – лестницам всех уголков планеты есть что «сказать». А у нас, по обыкновению, есть, что у них спросить. Кто эти уличные творцы, чьими идеями расписан не один город мира? Почему для того чтобы сымовыразиться они избрали ступени, а не слова? Где можно увидеть самые популярные полотна-гармошки?
Лестницы буквально кричат красками там, где городу есть о чем рассказать. Один из трендовых стрит-художников Калифорнии, Айлен Бар (Aileen Barr), описывая мотивы и цели своего творчества, говорит: «Работать в таких широких масштабах, перед такой широкой публикой значит создавать новую среду, новое общество, с которым ты одновременно ведешь диалог через краски, объем, пространство – через свое творчество. Настоящий стрит-арт невозможен без сотрудничества с аудиторией, она наблюдает, подсказывает, ты – прислушиваешься, создаешь. В этом искусстве слышен голос общественности, ее желания, потребности, мечты, в нем прослеживается история города, считывается его культура. Мои недавние работы, в целом, отражают природную среду в городском контексте. Я стараюсь создавать уникальные пространства, которые позволяют зрителям видеть и чувствовать те элементы природы, что не всегда доступны в городской жизни».
В Калифорнии Айлен Бар (Aileen Barr) творит уже 22 года, фаворит среди работ – лестница в Сан-Франциско The 16th Avenue Steps, созданная в союзе с Колетт Кратчер (Colette Crutcher), художником по мозаике.
Лана Чукри (Lana Chukri) и Джубран Элиас (Jubran Elias) – еще две ключевые фигуры в мире стрит-арт. Эта пара мастеров создали легендарную арт-команду Dihzahyners, участники, продолжатели и поклонники которой сегодня творят по всему миру, – расписывая все пространства, «коим поддастся кисть», — от жилых подъездов и перил до скульптур в городских парках и зон для культурного отдыха.
В 2012 году мастера при поддержке сотен других креативных добровольцев приступили к работе по воссозданию и омоложению разбитых и мрачных улиц Бейрута. Проект получил всемирную известность и имя «Paint up!» («Разукрась!»), он и сегодня продолжает работу во многих странах мира. Сейчас Dihzahyners – это социальная, некоммерческая организация, которая, со слов самих Лана Чукри (Lana Chukri) и Джубрана Элиаса (Jubran Elias), «превратилась в живую, дыхательную сущность с более чем 160 000 последователей по всему миру и бесчисленными контактами с благотворительными организациями, школами и независимыми художниками по всему Ливану».
Dihzahyners стартовали в секунду, по велению внутреннего голоса, — того, что позже стал прорабом нового «строительства Бейрута: «.. однажды непременно наступает время, когда вы стоите высоко над городом, глядя в горизонт, и ваша кровь кипит, и вы хотите быть этими стенами. Вы хотите говорить, вам нужен голос, который весь город услышит и увидит, пока его жители будут совершать привычные маршруты изо дня в день. Это то, что мы намеревались сделать. Мы хотели разрушить город мирным и «неинвазивным» образом — таким образом, который принесет обществу определенную ясность и превратит лестницу в мосты, соединяющие наши улицы и переулки. Расширить городскую ткань нашего города через краску, через цвет, — мы сами все становимся стенами, лестницами и улицами».
В буквальном смысле проливший свет на улицы Перу, художник и иллюстратор, известный как Xomatok, разместил своего «Змея Света» в районе Вилла-эль-Сальвадор.
В том же «радужном» стиле оформлены жилые и строящиеся пространства в Лиме.
Арт-полотна на ступенях могут быть не только методом самовыражения или элементом городского декора, сегодня это – эффективный рекламный ход, который, например, ярко продемонстрирован организаторами выставки Сальвадора Дали в 2005 году, проходившей в Художественном музее Филадельфии. Такое визуальное объявление легко «читается» и в 100 м от музея. На деле это — увеличенный портрет художника разрезан на полоски, которые крепились к ступеням.
Самым эмоциональным арт-проектом на ступенях можно назвать лестницу Хольштайнер (Holsteiner) в немецком городе Вупперталь. Объект создан художником Хорстом Гласкером (Horst Glasker) и назван «Ступени Радуги» (Rainbow Stairs). Каждая ступень произведения имеет и цветовой, и эмоциональный окрас – чтобы подняться вверх вам предстоит пройти 112 шагов и пережить столько же чувств, увековеченных в немецких словах на лестнице.
«Я вижу возможности проявлять искусство в самых разных местах: в тюрьмах, церквях, больницах, университетах, офисах, банк и торговых центрах. То, что я хочу выразить в своем творчестве, — это переоформить комнаты и пространства, в которых мы живем, и заставить их двигаться, жить, влиять на наши чувства и создавать позитивную, вдохновляющую атмосферу». – Говорит Хорст Гласкер (Horst Glasker).
Город Вальпарисо в Чили среди туристов зовется «Райская долина»: он похож выставочный зал, где каждая дверь, арка, лестница и даже фуникулер (кстати, именно благодаря им Вальпарисо включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО), превращаются в арт-объекты.
Эта лестница демонстрирует более традиционный подход к искусству: на ее ступенях изображено то, что легко можно «копировать» в настенном рисунке. Однако ступени здесь заменяют главы, которые рассказывают историю одного города. Художник не пожалел времени и красок, чтобы передать детали каждой сцены, на изображениях на этой лестницы прорисованы даже изгибы волн и жалюзи домов.
Стрит-арт в технике оригами показал французская художница Мадемуазель Морис (Mademoiselle Maurice), декорировав лестницу, ведущую к собору в городе Анже. Проект был подготовлен для фестиваля ARTAQ-2013, для реализации задумки потребовалась помощь добровольцев Франции и 30 тыс. листов цветной бумаги.
Галерея обуви или арт-объект на арт-объекте – эта лестница в Сантьяго отличается необычным выбором материалов во имя стрит-арт. Laboratorio Escenico Visual работает над созданием искусственных объектов искусства в городах. Объединившись с дизайнером обуви, они создали «радугу» из разных пар кроссовок, которые, в свою очередь исполнили роль стрит-кашпо. Это чудо украшает один из выходов парка в центре Сантьяго. Жители признаются, что это произведение вызывает улыбки прохожих и привносит ноты оптимизма и позитива в общее настроение города.
Прямо в центре города художник Хосе Селарон (Jose Selaron) в 1990 году начал работу над своим проектом, выбрав в качестве доминантных цветов зеленый, синиц и желтый, — цвета флага Бразилии. Так художник выразил «дань уважения бразильскому народу». По словам самого художника, «лестница никогда не будет совершенно закончена, работу над ней можно продолжать бесконечно, мозаика состоит из более 2000 плиток, мои руки трудились лишь над 300 из них».
Напишите нам: